Проект «Большого Лувра» получил «зеленый свет» в 1981 году вместе с решением президента Французской республики Франсуа Миттерана – вернуть дворцу его первоначальную функцию музея. Для этого необходимо было перенести в Берри Министерство Финансов, которое занимало павильон Флоры Лувра.
Пирамида из стекла перед Лувром
Более того, чтобы еще больше увеличить площадь выставочных залов и более тесно связать Лувр с городом, было создано отдельное пространство под двором Наполеона. Между новыми залами и поверхностью, соединительный «мостик» образуется при помощи великолепной пирамиды из стекла, структура которой отличается большой легкостью. По бокам имеются еще две пирамиды гораздо меньших размеров, чья прозрачная оболочка служит для отражения изменчивого света парижского неба.
Автором этого смелого проекта, послужившего причиной большого расхода чернил и бумаги в Париже и за его пределами (для выражения недовольства, реже восторга), был американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей, который до этого уже осуществил проект нового крыла Национальной галереи в Вашингтоне.
Окончательное преобразование Лувра из дворца в музей состоялось 18 ноября 1993 года вместе с торжественным открытием Лувра для посещения публикой. Можно даже сказать, что крыло Ришелье, вмещающее 6 коллекций, распределенных на площади в 22 000 метров квадратных, в 165 залах на четырех этажах, представляет собой новое лицо Лувра, и все произведения искусства там занимают достойное их место.
Переустройство крыла Ришелье также повлекло за собой изменение места, которое до этого служило парковкой для работников Министерства Финансов. Оба двора были покрыты великолепной стеклянной конструкцией 30 метров в высоту и преобразованы в красивые прогулочные зоны. Сейчас там можно встретить монументальные статуи французской школы, созданные для украшения внешнего пространства (площадей, паркой и общественных садов).
Эти два двора, Двор Пюже и Двор Марли (площадью 1800 метров квадратных первый и 2150 метров квадратных – второй) сохранили свое первоначальное боковое отверстие, поэтому можно увидеть интерьер дворов свысока, когда находишься в проходе Ришьелье.
В рамках полного обновления музея (преобразования в крыле Денон и крыле Сюлли, с 1993 по 2001 годы) стоит еще вспомнить пассаж Каррузель, задуманный архитекторами Мишелем Макари и Жераром Гранвалем. Его отличительной чертой является перевернутая пирамида в центре, которая была также сконструирована архитектором Пеем.
Она служит освещением для этого подземного пространства и вместе с тем создает своего рода логическое соединение с холлом Наполеона. В этих просторных галереях, сходящихся в одной точке к пирамиде, находятся многочисленные магазинчики (модной одежды, парфюмерии, драгоценностей, дисков, книг), а также банки, рестораны, почтовое отделение, библиотека музея Лувра и «КиберЛувр», где можно полюбоваться отголосками древнего Лувра, еще эпохи Капетингов, начиная со строительства крепости Филиппом-Августом.
Конечно, поход в музей не полярная экспедиция, но тщательная подготовка все-таки очень желательна. И начинается она с выбора целей.