Театр-музей Садьвадора Дали, находящийся в его родном городе Фигерасе, представляет собой уникальное пространство, созданное самим художником. Это своего рода музеографическая модель, созданная согласно специфической концепции для демонстрации семантических возможностей его творчества.
Дали, создавая свой шедевр абсолютного искусства, этот великий сюрреалистический или готовый целостный проект, сам при случае, объяснял его значение таким образом: «он далек от новомодных тенденций и представляет собой пространство, наполненное предположениями, утверждениями и провокациями, которым удается пробудить интерес всех посетителей-зрителей».
Музей в Фигерасе отражает общую структуру творчества Дали, наряду с его проектами и внутренним миром, предлагая своего рода тур по художественной карьере художника и его личной жизни. В этом центре его искусства мы можем проследить эволюцию всех работ Дали, выполненных в стиле импрессионизма, футуризма, кубизма, пуантилизма и фовизма, завершая, в конечном итоге, сюрреализмом, а также классическим и атомно-мистическим периодом, представленным работами, отражающими научный прогресс. В музее можно увидеть и последние творения художника, выполненные между 1980 и 1983 годами. В них Дали переоценивает великих классиков, в частности, Микеланджело и Веласкеса. Здесь мы увидим провокационного, загадочного, сценографического Дали, вдохновленного наукой, а также Дали последнего периода своей жизни.
Этот центр искусства нельзя понять в отрыве от знания глубинной связи между художником и городом, где он родился и умер, – Фигерасом, расположенном в окружении ландшафтов испанского региона Эмпурда. Сам он писал, что хотел «сделать регион Эмпурда универсальным местом за счет Музея-театра Дали».
История создания музея Дали
В 1954 году Сальвадор Дали выставил «Mostra di quadri disegni ad oreficerie» в Зале Кариатиды Королевского дворца в Милане. Этот дворец, являвшийся собственностью его друга графа Тео Росси ди Монтелера, подвергся бомбежке. Дали посетило вдохновение. Он стал думать о сгоревших стенах городского театра Фигераса, своего родного города, а также о выставочном центре для своих произведений. 8 августа 1961 года Дали объявил в Фигерасе о своем желании построить музей и произнес следующие слова: «Начиная с юношеского возраста, моим девизом стали слова Монтеня о том, что единственный путь к универсальному лежит через сугубо локальное(…) Театр – это место, которому суждено было стать Музеем Дали. Здесь состоялась первая в моей жизни выставка. Каждый сантиметр этих наполовину прогнивших стен является абстрактной картиной».
В октябре 1960 года Рамон Гуардиола Ровира был назначен на пост мэра города, и он попросил Дали подарить в дар для местного краеведческого музея в Фигерасе, одну из своих картин. Мэру пришлось еще раз обратиться с этой просьбой, посредством их общего друга фотографа Мелито Казальса «Мели». Дали ответил, что он не только отдаст в дар своему родному городу одну свою работу, а, фактически, подарит целый музей.
Процесс создания Театра-музея начался в 1961 году. 12 августа город засвидетельствовал ему свое почтение, устроив многочисленные мероприятия, среди которых следует отдельно отметить корриду, афишу для которой создал Дали – рисунок возносящегося к небу быка. Из-за сильного ветра, дувшего в тот день, невозможно было увезти убитого быка на вертолете, как того хотел художник. Однако участие художника в торжествах на этом не закончилось. Он поручил мастерам Ники де Сен-Фаль и Жану Тингели изготовить гипсового быка, которого взорвали в конце боя быков, перед самым запуском салюта. Позднее, Дали наградили «фиговым листком», наивысшей почетной наградой, присуждаемой мэрией. Ранним вечером, в половине седьмого, в по-прежнему разрушенном городском театре, Дали объявил о своих замыслах для этого места, предназначенного судьбой для его музея, поскольку именно здесь в 1919 году состоялась его первая выставка. Дали заметил:
«Где еще, как не в своем родном городе, должна пережить века самая экстравагантная и существенная из моих работ, где еще? То, что осталось от городского театра представляется весьма подходящим для меня по трем причинам. Во-первых, потому, что я являюсь в высшей степени театральным художником. Во-вторых, потому, что Театр находится напротив церкви, где меня крестили, а, как вам всем известно, я являюсь католиком, с верой в апостольскую церковь и папский престол. Наконец, в-третьих, потому, что именно в вестибюле Театра я провел свою первую выставку».
Пипец, слышал, конечно, имя художника, но вот как-то иначе все представлял в уме. Очень необычное видение мира, просто другая реальность, не иначе. Понятно, почему сюрреализм теперь. При первой возможности, обязательно нужно будет заглянуть в это место.
Пожалуй, что действительно стоит. Некоторые из нашей туристической группы остались немного разочарованы. Все-таки цена в 55 евро за экскурсию! Не все понимают подобное. Но если вы из тех людей, кто любит удивляться и смотреть на дикие и экстравагантные вещи, то вам должно понравиться. )))