Собор Нотр-Дам возвышается на месте христианской базилики, которая уже занимала место храма, датируемого предшествующей эпохой Римской империи. По желанию эпископа Мориса де Сюлли (Maurice de Sully) было начато строительство собора на острове Сите в 1163 году.
История создания собора Нотр-Дам
В первую очередь был сооружен клирос, затем в течение последующих веков были возведены нефы и фасад, законченный епископом Ёдом де Сюлли (Eudes de Sully) в 1200 году, с башнями, завершенными в 1245 году. Преемником зодчего шедевра Жана де Шелля стал Пьер де Монтрёй, который, помимо прочего, воздвиг часовни. К 1250 году также было завершено строительство северного крыла трансепта (поперечного нефа).
К строительству южного крыла приступили только через восемь лет. Годом окончания работ над собором можно считать 1345 год. В 1793 его чуть было не разрушили, потом на время Революции, его посвятили Богине Разума. Собору снова было возвращено былое имя в 1802 году. Именно под его сводами состоялось посвящение Наполеона в императоры Папой Пием VII. Собор был реставрирован Виолле-ле-Дюком (Viollet-le-Duc) в 1844-1864 гг., и ему чудом удалось уцелеть во время пожара в 1871 году.
Фасад Собора Нотр-Дам
Фасад собора разделен по вертикали на три части столбами, а по горизонтали – на три плана, состоящих из двух галерей. Нижний уровень разрезан тремя порталами (воротами). Над ним находится Галерея королей, состоящая из 28 статуй, изображающих королей Израиля и Иудеи. В 1793 году народ, полагая, что перед ним ненавистные ему французские короли, разбили статуи. Позднее их восстановили и вернули на место.
Серединная зона фасада пронизана двумя величественными парными окнами, которые обрамляют громадный круглый витраж (розу), около 10 метров в диаметре (создана в 1220-1225 гг.). В центре находится статуя Святой Девы Марии с младенцем и ангелы по бокам, Адам и Ева.
Над ними – галерея из узких аркатур (аркада из небольших арок), пересеченных между собой и связывающих боковые незаконченные башни, с очень высокими парными окнами.
Виолле-ле-Дюк оснастил эту верхнюю зону монстрами, гротескными фигурами странных очертаний, которые возникают над пинаклем (самой высокой частью здания), на шпице, на выдающейся вперед части стены.
Добавить комментарий