В нескольких шагах от улицы Риволи и Севастопольского бульвара, в самом центре квартала Маре возвышается «плато Бобур». Это широкая площадка предоставляет доступ к огромной «клетке» из стекла и стали, ультрасовременному комплексу, как по своим формам, так и по используемым при строительстве материалам. Это здание напоминает гигантский параллелепипед, окруженный металлическими «лесами». Механические лестницы, закрытые в стеклянных «внутренностях» доставляют посетителей на пятый этаж. Тем самым здание как бы вывернуто наизнанку: то, что обычно прячется внутри здания, под декоративной отделкой, здесь специально демонстрируется снаружи.
Таким предстает перед изумленными глазами туристов Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, гораздо чаще называемый Бобур.
С момента строительства Эйфелевой башни, ни одна современная архитектурная постройка во Франции не провоцировала столько дебатов, сколько развернулось, когда проект Бобур был продемонстрирован публике в 1972 году. Уже давно французы мечтали о музее для современного искусства. Поэтому все эти дебаты были вызваны не самой концепцией создания культурного центра, а зданием. Иными словами, критике подверглась не сама идея, а объект, в котором она содержалась.
2 февраля 1977 года этот музей современного искусства, называемый центром Жоржа Помпиду в честь покойного президента Помпиду, открыл свои двери перед шокированной публикой.
Этот центр объединил под одной крышей музей – Национальный музей современного искусства, библиотеку – Общественную информационную библиотеку, повседневная культура – Центр промышленного творчества, музыкальные исследования – IRCAM (Координационно-исследовательский Институт акустики и музыки), а также некоторые другие развлекательные центры, вроде кино, театра, кружка поэзии, литературы и мастерских детского творчества.
История создания Бобур
В 1969 году президент республики Жорж Помпиду задумал дать новую жизнь важному культурному центру в зоне, называемой «плато Бобур». Был объявлен международный конкурс, в котором приняли участие 49 стран с ни более ни менее чем 681 проектом. Его выиграл проект Ренцо Пьано и Ричарда Роджерса. Работы по строительству были начаты в апреле 1972 года. Торжественное открытие президентом Жискаром Д’Эстеном состоялось 31 января 1977 года. Здание – «урбанистическая машина», как его окрестили, – занимает площадь в 100 000 метров квадратных. Революционная идея заключалась в том, что все конструкции, которые обычно располагаются внутри зданий, вроде эскалаторов, лифтов, запасных выходов, вертикальных канализационных труб, были спроектированы здесь снаружи.
В Центре Жоржа Помпиду находится самая большая в Европе коллекция модерна и современного искусства. Здесь живопись соседствует с дизайном, архитектурой, фотографией и медиа-технологиями.
Это да, просто глаза разбегаются. Только ходишь и рот раскрываешь. Вот уж, где точно понимаешь, что фантазия людей безгранична, а безумие и гениальность идут рука об руку.