В современном музее Лувра хранятся останки древнего Лувра (в зале средневекового Лувра). Они датируются эпохой Капетингов. Этот древний Лувр был построен по инициативе Филиппа-Августа в виде крепости, в центре которой находился круговой донжон внушительных размеров – 30 метров в высоту, окруженный глубокой пропастью. Ствол конуса, составлявший фундамент башни, 7 метров в высоту и 15 метров в диаметре, превосходно сохранился.
В свете всех своих изменений, ныне музей Лувра включает в себя семь департаментов (разделов экспозиции): Восточное античное и исламское искусство; египетское античное искусство; греческое, этрусское и римское античное искусство; предметы искусства; скульптура; графическое искусство; живопись.
Эти департаменты распределены по трем крыльям здания музея, куда можно попасть по эскалаторам из холла Наполеона, под пирамидой: крыло Ришелье, идущее вдоль улицы Риволи; крыло Данона, протянувшееся вдоль Сены, и крыло Сюлли, окружающее Квадратный Двор Лувра. К этим выставочным пространством добавляется еще антресольный этаж крыла Сюлли, с экспозицией Средневекового Лувра и историей музея.
Благодаря новому крылу Ришелье целые циклы произведений нашли себе достойное их место, в частности, 24 полотна, посвященных жизни Марии Медичи, которые королева Франции поручила написать Рубенсу в 1622 году и которые были торжественно продемонстрированы публично в 1625 году. Они изначально были предназначены для западной галереи Люксембургского дворца, но в настоящее время находятся в Галерее Медичи, обширном пространстве в 524 метра квадратных, увенчанном сводом в виде колыбели и освещенном, как и остальные залы этого раздела экспозиции, верхним потолочным освещением, которое лишь рассеивается по полотнам, не ударяя по ним напрямую.
Еще одна группа шедевров, достойная особого упоминания, представляет собой 12 гобеленов, изображающих сцены охоты императора Максимилиана, сотканных в Брюсселе около 1530 года по изображениям на картоне Бернарда Ван Орлея. Не говоря уже о таком шедевре, как Двор Хорсабад (зал 4 античного искусства Востока), великолепное и поражающее воображение воспоминание о дворце короля Саргона II в Дур-Шаррукине, современном Хорсабаде, близ Мосула (Ирак).
Коллекции живописи Лувра
Коллекцию полотен Лувра, несомненно, первую в мире, начал собирать еще Франциск I (1515-1547 гг.). Этот монарх начал систематически собирать произведения живописи во всех жанрах, которые предназначались для облагораживания королевской резиденции в Фонтенбло. Он даже преуспел в том, чтобы пригласить к себе самого известного мастера своего времени, Леонардо да Винчи. Тем самым получил в собственность несколько из его наиболее значимых шедевров, вроде Жаконды (Моны Лизы) и Мадонна в скалах.
Дальнейшее пополнение коллекции осуществлялось при Людовике XIII, который сам не являлся заядлым коллекционером, в отличие от своего Министра, Кардинала Ришелье, который на смертном одре, завещал все свои полотна короне. Состав коллекции, однако, по-прежнему оставался достаточно скромным: согласно данным той эпохи, насчитывалось всего 200 полотен. Впрочем, со следующим преемником, Людовиком XIV, коллекция существенно пополнилась: фактически, он выкупил часть коллекции кардинала Мазарини и коллекцию Карла I Английского.
Новое существенное пополнение коллекции наблюдалось в конце XVIII века, вследствие изъятия церковного имущества, богатых семейств или распущенных административных органов. Несмотря на то, что к концу 1815 года, большая часть произведений искусства была возвращена своим законным владельцам, мудрая политика приобретений позволила постоянно пополнять коллекции и непрерывно обогащать их наиболее значительными шедеврами.
Добавить комментарий